Наверное, мой самый противоречивый и трудный отзыв на отличную книгу в жанре "детектив" "Тайная жизнь Джейн. Дело 2 - Призрак" - продолжение трилогии в стиле викторианского детектива, и подобно первой части, захватывает читателя с головой. Полюбившиеся герои, новые действующие лица - все они на высоте. Интрига до последнего держит в напряжении, постоянно подогревая интерес читателя переключением повествования с одного героя на другого. А дальше я вынуждена предупредить: этот отзыв будет крайне своеобразным даже для меня.
Абсолютно неожиданным образом, при прочтении я вновь не просто получала удовольствие от сюжета и атмосферы, а крепко задумалась об одной достаточно серьезной теме. Ниже будет некоторая вольная интерпретация моего понимания психологического явления, которое, как мне кажется, имеет прямое отношение к главному герою книги.
Сегодня речь пойдет о "расколотой личности". Как такового, подобного диагноза нет, это, скорее, образное описание пограничного расстройства личности, при котором человек недостаточно хорошо осознает, кто он на самом деле такой.
В результате различных травмирующих факторов, человек будто бы раскалывается изнутри, и в итоге практически не может справиться с разнонаправленными эмоциями, становится импульсивен, склонен к нанесению себе вреда для того, чтобы ощутить себя живым и реальным. Происходит частичная диссоциация (расщепление) своего "Я" на различные состояния, практически субличности.
Не стоит путать пограничное расстройство с "раздвоением личности". Все мы помним историю Билли Миллигана? Расстройства подобного характера предполагают полную диссоциацию, то есть субличности автономны друг от друга и перехватывают контроль над человеком всецело: пока управляет один, другие "спят" и ничего не помнят.
Но теперь представьте, что субличности не полностью перехватывают контроль, а являются как бы образом, в который человек входит полупроизвольно, чтобы справиться с эмоциями. Например, "Я-крутой парень" или "Я-любимый сын". Можно это сравнить с социальной ролью, которая получила чуть больше полномочий для того, чтобы более эффективно справляться с какими-то эмоциями или задачами.
Например, ежедневную рутину типа хождения в магазин может выполнять "Я-любимый сын", но задачи, на работе в режиме аврала заставят этот образ-состояние испытывать истинные мучения, поскольку ему не делегировали те черты характера, которые способны подобное выдержать. И таким образом, включается "Я-крутой парень", который умеет вести переговоры, прекрасный собеседник и тот ещё ловелас, но в остальных вопросах бесполезен.
Можно возразить, что так оно работает почти у всех. В семье мы одни, на работе другие, на отдыхе третьи... и здесь кроется разница: в обычном понимании такие перемены - лишь социально-удобная роль, которая не влечет за собой личностных изменений. При "расколотой личности" человек не до конца понимает, кем он является на самом деле извсех этих субличностей, поскольку между ними распределены не только социальные роли, но и черты характера.
Именно этот психологический феномен можно наблюдать в истории Джеймса/Франчески/Джейн. Поначалу казалось, что каждая из этих "масок" - просто созданная роль для конкретных ситуаций, однако в итоге становится очевидно, что переключение между подобными ролями иногда происходит не полностью осознанно. Например, в образе Джейн героиня запрыгивает в кэб в душевном смятении и отмечает, что это не она, это Франческа внутри нее паникует:
- "Нет,то была уже не отважная Джейн – всего лишь перепуганная насмерть Франческа."
Героиня достаточно четко разделяет свои субличности:
- "Франческа не научилась владеть собой. Не научилась хладнокровию. Она не умела жить за пределами комнаты-склепа. Умели Джеймс и Джейн. А она – нет."
То есть для героини это не просто социальные роли, это - субличности, которые несут в себе зачастую непересекающиеся черты характера, навыки и умения. Прошу заметить, что они не контролируют Франческу, она сама может "входить" в них, как будто одевая подходящий пиджак. И в этом кроется огромная трагедия личности: все эти герои являются частями ее самой, но она не в состоянии вобрать их в себя, объединить и признать это гранями своего собственного характера.
К чему я это все? Мне кажется, что в родовом проклятии Сеймурских играет немалую роль именно склонность к подобному расстройству личности. И, я думаю, автор намекнет нам на что-то подобное в третьей части.
Так или иначе, я благодарна Яне за то, что ее книги вызывают желание думать и анализировать, а не просто погружаться в атмосферу (мастерски воссозданную, стоит отметить). Именно это я считаю важной чертой настоящей литературы.
Я мыслю - следовательно я существую. (Рене Декарт)
Моментально отправляюсь за третьим томом.
С автором можно познакомиться здесь: Записки болотного огонька - Яна Черненькая
#калейдоскоп_авторов3
✨
#яначерненькая
✨
#калейдоскоп_Черненькая
✨
#калейдоскоп_бонус (4) магдетектив
✨
#калейдоскоп_автограф
✨
#ромфант #фэнтези #викторианскийдетектив #детектив